5 янв. 2023 г.

003. Нагорная проповедь, Матфея 5:1-2

Сегодня мы с вами заканчиваем краткое рассматривание 1 и 2 стихов 5 главы Евангелия от Матфея.
Остановились мы на том, что Господь Иисус говорил и учил ясно и просто; со свободой и властью; без всякого страха, с верностью и дерзновением Он открыто про­воз­гла­шал Истину, говоря о вопросах ве­ли­чай­шей важности и значения.
Христа не заботило то, какими будут последствия этой Проповеди для Него: Он говорил слова Небесного Отца, они должны были быть переданы точно и быть простыми для понимания.
«Слова, которые Я вам говорю, не Мои слова. Это Отец, Который живет во Мне, совершает Свою работу.» (Иоанна 14:10 НРП)
Так и мы с вами, друзья, должны поступать, проповедуя Евангелие Царства Божьего. Когда Святой Дух будет напоминать нам все те слова, что говорил Господь Иисус, мы обязаны передавать их говоря просто и ясно. Иначе, неза­ви­си­мо от того, насколько верны будут наши слова, мы можем по­те­ря­ть многих из своих слушателей. 
Драгоценные! В первых двух стихах есть еще одно слово, которому я лишь отчасти уделила внимание: аудитория слушателей.
В прошлый раз мы отметили, что за Иисусом следовало «множество народа». Однако, в ст.1 написано «приступили к Нему ученики Его» и кажется, что возникает о том к кому же, на самом деле, была провозглашена Нагорная Проповедь.
Как оказалось, среди богословов су­ще­ству­ет множество различных мнений от­но­си­тель­но этого вопроса: к ученикам или ко всем людям, к спасенным или не спасенным. При этом, достаточно много полностью противоположных мнений и крайних позиций.

Даже не пытаюсь как-то анализировать все эти мнения, - просто выскажу кратко свое понимание. Вначале пример.
Каждое государство имеет Основной закон - Конституцию. Для всех ли граждан государства она существует? Конечно да. Однако, юристы и правоведы, особенно в области конституционного права, знают Конституцию несравнимо лучше, чем я или любой другой гражданин, не так ли? Каждый гражданин обязан ее исполнять и подчиняться, каждый может читать и цитировать, но как она исполняется на самом деле, в случае спора сделает вывод Конституционный суд.
Так и в случае с Конституцией Царствия Божьего. Думаю, что Нагорная проповедь была произнесена вслух всего множества людей, последовавших за Иисусом, однако это вовсе не означает, что все слушавшие услышали и приняли ее. Ученики были близко к Господу, у ног Учителя, они внимали каждому слову, но также не всегда понимали Его слова. Далее мы читаем у трех евангелистов о том, что Господь истолковывал и пояснял им то, чего они не поняли: «Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.» (Луки 8:10)
Поэтому, хотя в на­ча­ле 5-й главы нам го­во­рит­ся, что ко Христу приступили «ученики», тем не менее, из за­клю­чи­тель­ных стихов седьмой главы (окончание Проповеди) мы узнаем, что эта Проповедь была про­из­не­се­на вслух того «множества народа».

Английский богослов Уильям Перкинс сказал о Нагорной Про­по­ве­ди сле­ду­ю­щее: «Ее можно спра­вед­ли­во назвать ключом всей Библии, так как в ней Христос от­кры­ва­ет суть Ветхого и Нового Заветов».

А известный богослов и комментатор Библии, англичанин Мэтью Генри писал о Нагорной проповеди так: «В ней не много догматов христианства — того, во что надо верить; но она на­пол­не­на практическими на­ме­ре­ни­я­ми — тем, что надо делать, так как “кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении” (Иоан.7:17) Это от начала и до конца прак­ти­че­ская проповедь».

На самом деле Нагорная проповедь - это самая длинная речь нашего Господа, за­пи­сан­ная в Пи­са­ни­ях. Иисус Христос начал Свое земное служение, проповедуя по­ка­я­ние (Матф.4:17) и в этой проповеди Он подробно поясняет нам, что такое на­сто­я­щее по­ка­я­ние и какие плоды оно приносит.

Мне понравилась одна мысль, которую написал в своем исследовании, посвященном Нагорной проповеди, английский экзегет кальвинистского направления Артур Пинк: «Римские учители очень сильно ошибались, так как они на­ста­и­ва­ли на том, что здесь Христос предлагал новый закон — намного со­вер­шен­ней закона Мо­и­се­е­ва — и что теперь Он открыл Своим ученикам аб­со­лют­но новую волю, которая не была дана в Законе и пророках; тогда как Его на­ме­ре­ни­ем было разъяснить истинное значение Закона и пророков, которое было сильно из­вра­ще­но иудейскими учи­те­ля­ми.»

Верю, что глубоко читая Проповедь дальше, мы будем размышлять об этом намного подробнее.

А сейчас я хочу напомнить вам, друзья, что ваши лайки, дизлайки, комментарии и «поделиться» очень ценны и способствуют распространению Евангелия. С миром Божьим

2 комментария:

  1. Анонимный05.01.2023, 17:40

    Спасибо, Света! Принимаю и соглашаюсь с каждым словом! Мое представление относительно "множества народа" и "приступили к нему ученики Его" таково.
    Слушали все, аналогично, как слушал народ, когда Бог призвал Моисея на гору Синай и произнес Свои заповеди. Ученики были рядом с Иисусом, как Моисей был рядом с Богом. Ученики слушали, могли переспросить, что было неясно, а затем могли пояснить своим собеседникам, как и Моисей пояснял заповеди народу.
    Тамара Марчевская

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Cпасибо, драгоценная Тамарочка Григорьевна!

      Удалить

Мир Вам! Благодарю за Ваш отзыв. Да благословит Вас Господь.