Драгоценные! Обращаю Ваше внимание:
Со следующей записи я не стану полностью дублировать текст видео.
Буду приводить только места Писаний, варианты переводов, лексико-грамматические значения слов и цитаты, которые я употребляю в записях.
Благодарю Вас за понимание!
Мы продолжаем чтение Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа и сегодня мы читаем стих 5 или третью заповедь блаженства:
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5 SYNO)
Как обычно, вначале несколько вариантов перевода этих слов Иисуса:
- «Благословенны кроткие, потому что они наследуют землю.» (Восточный смысловой (CARS)
- «Благословенны кроткие: ибо они наследуют землю.» (Авторизованная версия Короля Иакова (1611)
- «Блаженны и кроткие: вся земля им в наследство.» (перевод Кулакова BTI)
- «Счастливы кроткие! Бог им отдаст во владение землю.» (СРП-2)
- «Блаженні лагідні, бо землю вспадкують вони.» (переклад Біблії Огієнка (UBIO)
- «Блаженні скромні, бо такі успадкують землю.» (переклад Біблії Куліша)
- «Благословенні смиренні, бо вони успадкують землю, обіцяну Господом.» (сучасний переклад українською UMT)
- «μακάριοι Счастливы οι πραεις, кроткие, ότι потому что αυτοι они κληρονομήσουσιν унаследуют την γην. землю.» (подстрочный перевод, греческий текст)
Это всего лишь некоторые из многих вариантов перевода данных слов Господа. Все они замечательные и все они позволяют нам намного глубже понимать сказанные Иисусом слова. (Мы помним, друзья, что всякий перевод - это уже определенное толкование.)
Теперь обратим внимание на лексическое значение слов.
Верю, что греческое слово μακάριοι (макАриой), переведенное как «блаженны; счастливы», все мы уже запомнили и потому сейчас я не буду на нем останавливаться.
Греческое слово πραεις, (праЭйс), которое в привычном нам синодальном переводе Библии звучит как «кроткие» имеет следующие значения: «кроткий, спокойный, сдержанный, нежный, мягкий, ласковый, тихий; добрый; ручной, прирученный».
Экзегетический и лингвистический ключ Роджерса говорит нам, что дословно это слово можно выразить так: «Смирение и кротость, проявляющиеся в терпении, с которым сносятся обиды, без злобы и желания мстить. Это слово употребляется и по отношению к Мессии.»
Ознакомившись только с этими, основными значениями, мы с вами видим, друзья, что каждый из прочитанных нами переводов имеет полное право на существование, т.к. непротиворечиво передает грани единого целого.
Греческое слово κληρονομήσουσιν (клэрономЭсусин), переведенное как «наследуют» имеет следующие значения: «унаследуют; наследовать, получать в удел, получать по жребию; получать в собственность, владеть, приобретать».
И еще одно греческое слово - γην. (гЭн), переведенное как «землю», как раз и имеет это значение основным, и употребляется в нескольких сферах:
- земля, как «почва»;
- земля, как «мир, планета» (в переносном значении - «человечество, люди»);
- земля, как «страна, край»;
- и земля, как «суша, берег».
Итак, немного разобравшись с лексико-грамматическим значением сказанных Господом слов, перейдём к размышлению над нашим текстом.
Друзья! В прошлый раз, когда мы говорили с вами о второй заповеди блаженства (о плачущих, о слезах), мне пришла такая мысль: любое происходящее событие, любые услышанные или прочитанные слова, мы всегда воспринимаем и анализируем исходя из образа своего мышления. Как говорит Писание, мы живем согласно того, чего мы достигли.
«Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.» (Фил.3:16)
Таким образом, я думаю, можно уверенно сказать, что хотя абсолютно обо всех вещах всегда есть различные мнения и разные взгляды на них, но все они не способны изменить истину, т.к. она одна и неизменна. Все взгляды - это, по сути, два взгляда: земной и небесный или взгляд по плоти и по духу. Взгляды эти полностью противоположны, потому что один - снизу вверх, а второй - сверху вниз: плоть всегда желает противного духу и думает о том, что человеческое, а не о том, что Божье.
Когда мы с вами рассматривали первые два стиха пятой главы, то упоминали о том, что Проповедь, которую собрался произносить Господь, должна будет открыть людям истинное значение Закона, когда-то данного Богом Моисею, а затем извращенного, в своей глубинной сути, фарисеями и книжниками.
Они учили букве правильно, но их дела настолько противоречили их словам, что Господь позднее скажет: «слушайтесь их и делайте всё, что они говорят вам, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат. Связывают они тяжелые [и неподъемные] ноши и взваливают их на плечи людей, сами же до нош этих и пальцем дотронуться не хотят. Что бы ни делали они, всё напоказ делают: широкими делают на себе повязки со словами Закона и кисти удлиняют на краях одежд своих. Почетные занимают они места на пирах и первые сидения в синагогах, любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях и говорили им: „Равви!“ [учитель]» (Мф.23:3-7 BTI).
Жизнь тогдашних законников (как, впрочем, и теперешних) невозможно назвать жизнью по духу: Иисус описывает их, как самодовольных и самодостаточных людей, не имеющих нужды в покаянии. Вот во что превращается буква, лишенная духа! Вот каков портрет человека, чей дух не обнищал пред Богом! Вот какая огромная опасность таится в наличии знаний (возможно даже откровений) и не обновленном Духом Святым разуме! Приближается ко мне народ устами своими, сердца же их далеко отстоят от меня… О, Господь, помилуй нас от сего!
Итак, Небеса спускаются на землю, чтобы открыть Себя! Сам Бог воплощается в человеческий образ, чтобы открыть сердце Отца!
«через Моисея Закон был нам дан, а через Иисуса Христа явились благодать с истиной. Никто никогда Бога не видел. Но единственный, несравненный Сын, Бог, Который у самого сердца Отца, открыл Его нам.» (Иоанн 1:17-18 BTI)
Друзья! Вот, что я вижу и разумею сейчас: начиная открывать сердце Бога-Отца и устройство Небесного Царства с Заповедей блаженства, Господь Иисус фактически описывает последовательность работы Божьей благодати в наших душах.
Посмотрите сами, дорогие, насколько ярко видна эта последовательность:
- сначала - нищета духа (осознание своей потерянности, испорченности и несостоятельности без Бога, бесконечной нужды в Нем);
- далее, из-за осознания всего ужаса своей греховности перед Богом, мы начинаем скорбеть и плакать;
- и вот после того, как мы поистине пережили эту печаль ради Бога, приведшую нас к искреннему покаянию, к принятию прощения и усыновлению, следует кротость (смирение, покорность) нашей души.
Теперь мы ясно видим, что «кроткие», которых Господь называет блаженными (счастливыми, благословенными), это вовсе не те люди, что имеют от рождения качество «кротость»! Кротость является драгоценным плодом работы Духа Святого с нашими сердцами (Гал.5:23). Печаль ради Бога смягчает сердце человека и оно становится доброй почвой, восприимчивой к принятию Слова. Кротость присуща тем людям, чье сердце из каменного стало плотяным, чей дух стал мягким, покорным, податливым и открытым к научению, обличению, исправлению и наставлению в праведности (Тим.3:16).
«Кроткие люди — это те, которые в смирении преклоняются перед Богом, Его Словом, Его жезлом, которые следуют Его указаниям и согласны с Его намерениями, и снисходительны к людям», - написал Мэтью Генри.
Англиканский епископ Джон Чарльз Райл в своих «Размышлениях над Евангелиями» пишет: «Господь Иисус Христос называет блаженными кротких, имея в виду тех, кто терпелив и может довольствоваться малым. Тех, кто не требует почестей и может сносить обиды и оскорбления; тех, кто не требует реванша. Кроткие подобны Лазарю, ожидающему своего часа. Блаженны таковые! Они никогда не проиграют в забеге на длинную дистанцию. Придет день, и они "наследуют землю".»
Очень интересный комментарий к этому стиху у Баркли в его «Комментарии к Новому Завету»: «Один из великих римских учителей ораторского искусства Квинтилиан говорил о своих учениках: "Они, несомненно, были бы отличными учениками, если бы не были убеждены в том, что все знают". Никто не может научить человека, который уже все знает.
Праотес [слово πραεις, (праЭйс) - кроткие] - это скромность, осознание необходимости учиться и необходимости получить прощение. Праотес характеризует единственно подлинное отношение к Богу. И потому вот третий возможный перевод благодати: Блажен человек достаточно скромный, чтобы осознавать свое невежество, свою слабость и свои собственные нужды.
Никто не может вести других, пока не совладает с собой; никто не может служить другим, пока не подчинился сам; никто не может управлять другими, пока не научился управлять собой.
А человек, полностью подчинившийся руководству Бога, обретет ту кротость, которая действительно позволит ему наследовать мир. Совершенно очевидно, что праус значит намного больше, чем кротость, и что нет такого слова, которым можно было бы его перевести, хотя, может быть, слово мягкий все же подходит более всего. Полный перевод блаженства должен быть таким: "О блаженство человека, который гневается в нужное время и никогда не гневается беспричинно; который полностью контролирует каждый свой инстинкт, каждый свой порыв и каждую свою страсть, потому что его самого направляет Бог; который достаточно скромен, чтобы осознавать свое незнание и свою собственную слабость, потому что такой человек - царь среди людей!" »
Говоря о кротости, в понимании всех ее граней, озвученных выше, пожалуй стоит заметить, что кротость нельзя путать со слабостью. Истинная кротость всегда проявляется в послушании Божьей воле, но она никогда не нарушит принципа праведности и не пойдет на компромисс со злом.
Кроткие, которых Господь называет блаженными, всегда смогут и постоять за данные Богом права, и имеют дерзновение не молчать, когда Божьи слова искажаются или подвергаются сомнению.
Пример? Пожалуйста!
Моисей. Первое место Писаний, где встречается слово «кроткий» касается именно его: «και А ο άνθρωπος человек Μωσης Моисей πραυς кроткий σφόδρα очень παρα из πάντας всех τους ανθρώπους людей τους όντας находящихся επι на της γης. земле» (Числ.12:3).
Когда кротчайший из всех людей на земле человек Моисей, спустился с горы и увидел израильтян танцующими перед золотым тельцом, в ревности о Господе разбил даные ему Богом каменные скрижали и предал мечу всех, кто согрешил.
Иисус. Вчера мы закончили словами Господа, записанными в Матфея 11:28, но это было только начало фразы, а далее, в стихе 29, написано: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Мы должны учиться у Христа, а Он, будучи кроток и смирен сердцем, заботясь о славе Своего Отца, после Своего торжественного въезда в Иерусалим, вошел в храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Да еще КАК выгнал! Он опрокинул столы менял и прилавки торговцев голубями; Он изгнал осквернителей из храма, потому что они превратили Дом Божий «в разбойничье логово.» (Матф.21:12-13 НРП)
Кротость удерживает от личной мести, но она ни в коем случае не противоречит требованиям верности Богу, Его делу и Его народу.
Кстати, обратите внимание, что об Иисусе сказано «кроток и смирен сердцем». Это подтверждает, что слова «кротость» и «смирение» являются синонимами. Более того, можно сказать, что слово «смирение» раскрывает нам глубинное содержание слова «кротость»: смирение перед Богом и послушание Ему.
Вот как много времени я забрала рассматривая всего лишь одно слово! А ведь так много еще можно о нем сказать! Но… нам еще необходимо рассмотреть окончание этого стиха, третьей заповеди блаженства, - слова «наследуют землю».
Мы знаем, что данные слова Господа являются напоминанием Его обетования, данного намного раньше и записанного в 11 стихе 36 Псалма: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.»
Вероятно, Господь Иисус использует уже хорошо известное людям обетование Божье, чтобы донести истину понятным для них языком. Исследователь Библии А. Пинк называет Псалом 36:11 «ветхозаветним обетованием с новозаветным значением», т.к. «Ханаанская земля была прообразом неба, наследником которого стает имеющий кротость и без которой ему не наследовать неба».
И вновь, в нескольких словах, вернемся в наши беседы по первым главам книги Бытие. Мы хорошо помним, что предназначением первого человека Адама было владычествовать (управлять, господствовать, царствовать) над землей и до грехопадения он имел духовное право на землю.
Однако, после грехопадения духовно умерший, потерявший мир с Богом Адам утратил это право для себя и своего потомства. Право на землю было легально передано сатане. Помните, как диавол искушал Иисуса в пустыне? «Всю эту власть над ними [царствами, землей] я отдам Тебе, — сказал он, — отдам вместе со всем великолепием их, потому что всё это передано мне, и я даю эту власть, кому хочу.» (Луки 4:6 BTI)
Благодаря добровольной жертве Христа (второго Адама, человека с неба, непорочного и чистого Ягненка) право на землю было отобрано у сатаны - «Дана Мне вся власть на небе и на земле!» (Матф.28:18) - было легально возвращено и восстановлено для всех избранных.
Благодаря искупительной жертве Христа, все те, кто уверовали и родились от Его Духа стали Божьими детьми, а значит обрели часть в Нем, стали наследниками Божьими и сонаследниками Христу! (Рим.8:17)
Доктор Джон Браун пишет так: «Наследовать землю значит получить особые благословения народа Божьего, живущего в соответствии с новыми устоями. Это значит стать наследниками мира, наследниками Бога и сонаследниками Христу (Римлянам 8:17). Это также значит, что Бог благословил “нас во Христе всяким духовным благословением в небесах” (Ефесянам 1:3), чтобы мы имели тот истинный мир и покой, прообразом которых были мир и покой Израиля в Ханаане».
«Третье благословение принадлежит кротким: они наследуют землю.» - пишет Уильям МакДональд в «Комментарии к Новому Завету». - «По своей природе эти люди могут быть непостоянными, неуравновешенными и резкими. Но когда они сознательно принимают Дух Христа, то становятся кроткими и смиренными (сравни с Мф.11:29).
Кротость подразумевает принятие своего скромного положения. Кроткий человек скромный и умеренный, когда дело касается его самого, хотя, защищая дело Божье или других людей, он может быть львом. Кроткие не сейчас наследуют землю; в настоящее время их ожидает скорее презрение и лишение имения. Но они обязательно наследуют землю, когда Царь Христос будет тысячу лет управлять землей в мире и процветании.»
Несомненно, можно согласиться с тем, что в данной заповеди блаженства говорится также и о том, что кроткие в конце концов наследуют новую землю: «Но мы, по Его обещанию, ожидаем нового неба и новой земли, где обитает праведность.» (2Пет.3:13 НРП)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мир Вам! Благодарю за Ваш отзыв. Да благословит Вас Господь.