Сегодня мы с вами заканчиваем краткое рассматривание 1 и 2 стихов 5 главы Евангелия от Матфея.
Остановились мы на том, что Господь Иисус говорил и учил ясно и просто; со свободой и властью; без всякого страха, с верностью и дерзновением Он открыто провозглашал Истину, говоря о вопросах величайшей важности и значения.
Христа не заботило то, какими будут последствия этой Проповеди для Него: Он говорил слова Небесного Отца, они должны были быть переданы точно и быть простыми для понимания.
«Слова, которые Я вам говорю, не Мои слова. Это Отец, Который живет во Мне, совершает Свою работу.» (Иоанна 14:10 НРП)
Так и мы с вами, друзья, должны поступать, проповедуя Евангелие Царства Божьего. Когда Святой Дух будет напоминать нам все те слова, что говорил Господь Иисус, мы обязаны передавать их говоря просто и ясно. Иначе, независимо от того, насколько верны будут наши слова, мы можем потерять многих из своих слушателей.
Драгоценные! В первых двух стихах есть еще одно слово, которому я лишь отчасти уделила внимание: аудитория слушателей.
В прошлый раз мы отметили, что за Иисусом следовало «множество народа». Однако, в ст.1 написано «приступили к Нему ученики Его» и кажется, что возникает о том к кому же, на самом деле, была провозглашена Нагорная Проповедь.
Как оказалось, среди богословов существует множество различных мнений относительно этого вопроса: к ученикам или ко всем людям, к спасенным или не спасенным. При этом, достаточно много полностью противоположных мнений и крайних позиций.
Даже не пытаюсь как-то анализировать все эти мнения, - просто выскажу кратко свое понимание. Вначале пример.
Каждое государство имеет Основной закон - Конституцию. Для всех ли граждан государства она существует? Конечно да. Однако, юристы и правоведы, особенно в области конституционного права, знают Конституцию несравнимо лучше, чем я или любой другой гражданин, не так ли? Каждый гражданин обязан ее исполнять и подчиняться, каждый может читать и цитировать, но как она исполняется на самом деле, в случае спора сделает вывод Конституционный суд.
Так и в случае с Конституцией Царствия Божьего. Думаю, что Нагорная проповедь была произнесена вслух всего множества людей, последовавших за Иисусом, однако это вовсе не означает, что все слушавшие услышали и приняли ее. Ученики были близко к Господу, у ног Учителя, они внимали каждому слову, но также не всегда понимали Его слова. Далее мы читаем у трех евангелистов о том, что Господь истолковывал и пояснял им то, чего они не поняли: «Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.» (Луки 8:10)
Поэтому, хотя в начале 5-й главы нам говорится, что ко Христу приступили «ученики», тем не менее, из заключительных стихов седьмой главы (окончание Проповеди) мы узнаем, что эта Проповедь была произнесена вслух того «множества народа».
Английский богослов Уильям Перкинс сказал о Нагорной Проповеди следующее: «Ее можно справедливо назвать ключом всей Библии, так как в ней Христос открывает суть Ветхого и Нового Заветов».
А известный богослов и комментатор Библии, англичанин Мэтью Генри писал о Нагорной проповеди так: «В ней не много догматов христианства — того, во что надо верить; но она наполнена практическими намерениями — тем, что надо делать, так как “кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении” (Иоан.7:17) Это от начала и до конца практическая проповедь».
На самом деле Нагорная проповедь - это самая длинная речь нашего Господа, записанная в Писаниях. Иисус Христос начал Свое земное служение, проповедуя покаяние (Матф.4:17) и в этой проповеди Он подробно поясняет нам, что такое настоящее покаяние и какие плоды оно приносит.
Мне понравилась одна мысль, которую написал в своем исследовании, посвященном Нагорной проповеди, английский экзегет кальвинистского направления Артур Пинк: «Римские учители очень сильно ошибались, так как они настаивали на том, что здесь Христос предлагал новый закон — намного совершенней закона Моисеева — и что теперь Он открыл Своим ученикам абсолютно новую волю, которая не была дана в Законе и пророках; тогда как Его намерением было разъяснить истинное значение Закона и пророков, которое было сильно извращено иудейскими учителями.»
Верю, что глубоко читая Проповедь дальше, мы будем размышлять об этом намного подробнее.
А сейчас я хочу напомнить вам, друзья, что ваши лайки, дизлайки, комментарии и «поделиться» очень ценны и способствуют распространению Евангелия. С миром Божьим
Спасибо, Света! Принимаю и соглашаюсь с каждым словом! Мое представление относительно "множества народа" и "приступили к нему ученики Его" таково.
ОтветитьУдалитьСлушали все, аналогично, как слушал народ, когда Бог призвал Моисея на гору Синай и произнес Свои заповеди. Ученики были рядом с Иисусом, как Моисей был рядом с Богом. Ученики слушали, могли переспросить, что было неясно, а затем могли пояснить своим собеседникам, как и Моисей пояснял заповеди народу.
Тамара Марчевская
Cпасибо, драгоценная Тамарочка Григорьевна!
Удалить