Драгоценные! Сегодня мы приступаем с Вами к чтению Нагорной проповеди нашего Господа Иисуса и рассмотрим только стих 3.
Вначале давайте прочитаем все первые девять стихов Проповеди которые, по уже сложившейся традиции, принято называть «Заповедями блаженства» («Блаженствами»).
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Матф. 5:3-11).
Сегодня мы остановимся на первой заповеди блаженства.
Учитывая то, что каждый перевод Писаний - это уже их определенное толкование, то для начала я предлагаю Вам вдумчиво и неторопливо прочитать ее в нескольких разных переводах:
- «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (SYNO)
- «Благословенны осознающие свою нужду во Всевышнем, потому что из таковых состоит Царство Всевышнего.» (Восточный смысловой (CARS)
- «Благословенны бедные духом: ибо их есть царство небесное» (Авторизованная версия Короля Иакова (1611)
- «Блаженны осознающие духовную потребность в Боге, так как Царство Небесное принадлежит им.» (RSP)
- «Блаженны нищетой духа своего томимые, ибо их есть Царство Небесное.» (перевод Кулакова BTI)
- «Счастливы бедные ради Господа! Царство Небес — для них.» (СРП-2)
- «Блаженні бідні духом, бо їхнє Царство Небесне.» (НПУ)
- «μακάριοι Счастливы οι πτωχοι нищие το πνεύματι, духом, ότι потому что αυτων их εστιν есть η βασιλεία Царство των ουρανων. небес.» (Подстрочный перевод, греческий текст)
Для начала немного лексики и грамматики. Из всех прочитанных переводов мы видим, что греческое слово μακάριοι (макАриой) имеет значения: «блаженный, счастливый; благословенный; благоденствующий; богатый; не знающий повседневных забот и горестей».
Слово πτωχοι (птохОй) означает «нищий, нищенствующий; бедный, жалкий; лишенный», а слово πνεύματι (пнЭумати) везде переведено «духом». Читая экзегетическую справку о синтаксисе, мы узнаем, что данное словосочетание можно также прочитать «бедные в духе» и в данном случае оно «практически является эквивалентом наречия, т.е. “духовно”» (т.е. «бедные духовно»).
Зачем я сразу зачитываю вам так много переводов и грамматики? В первую очередь, пожалуй, для того, чтобы рассматривая эту заповедь сразу снять вопрос о материальном, т.е. о материальной нищете.
Например, поскольку в подстрочном переводе Нагорной проповеди, записанной в Евангелии от Луки (6:20) слово «духом» отстутствует, то существует мнение будто Иисус говорит об обычной, материальной нищите. Однако, материальная нищета и осознание нищеты духовной - это совершенно не тождественные понятия, но большая часть людей не имеет ни малейшего представления об этом.
Итак, что же это за такое «блаженство» и «счастье» быть «нищим» или «бедным»? Что означает словосочетание «нищие духом» и о чем говорит нам Господь в самом первом Своем утверждении?
Возлюбленные, я верю, что эти первые слова, с которых Иисус начинает Проповедь, указывают нам на основную идею всего последующего учения. Учения, в котором главным и наиболее важным является не то, что делает человек (видимое), а то, каковым человек является на самом деле. Сердцеведец Бог с первых слов Своей Проповеди обращает наше внимание на внутреннее, на наши сердца.
В конце прошлого года мы с вами подробно читали и рассматривали первые три главы книги Бытие и я верю, что все из нас уразумели, что человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, есть дух. Каждый из нас - в первую очередь личность, живущая внутри видимого другим людям физического тела. Наши тела - одежда, хижина, жилище для духа человеческого, а также храм живущего в нас, после рождения свыше, Святого Духа. В Писаниях же слово «дух» достаточно часто взаимозаменяется словами «сердце» или «внутренность».
«Ведь слово Божье живет и действует, оно острее, чем любой обоюдоострый меч, и проникает в самые глубины нашей сущности, туда, где проходит граница между душой и духом, до суставов и костного мозга. Оно судит мысли и сердечные побуждения.» (Евреям 4:12 НРП)
Думаю, что мы с вами помним также слова, сказанные Богом пророку Самуилу о царе Сауле: «не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.» (1Царств 16:7)
Итак, первая заповедь блаженства является основной. Она описывает ту главную особенность, которая обязательно имеет место в каждой возрожденной душе. Человек, который нищ духом, ничего собой не представляет в своих собственных глазах, он понимает, что он - прах и в прах вернется (Быт.3:19). Он осознал, что «все согрешили, и все лишились Божьей славы», что он получает «оправдание даром, по благодати, через искупление, совершенное Иисусом Христом», Которого Бог сделал «жертвой умилостивления в крови Его для всех, кто верит» (Рим.3:23-24 НРП)
Дорогие! Кто же может вместить это?! До тех пор, пока Святой Дух не открыл мои, ослепленные грехом глаза, мне были глубоко безразличны эти слова Христа! Я не задумывалась о них!
До тех пор, пока Святой Дух не дал понимания, что вся моя праведность (хорошие дела, правильные слова, воспитанность, образованость, положение в обществе) все это - ничто перед Святым Богом, «как запачканная одежда» (Исаия 64:6) перед Ним, ни о какой духовной нищете речь даже и не шла!
Нищета духа полностью противоположна той надменной, самонадеянной, самодостаточной и дерзкой позиции, заняв которую, человек отказывается повиноваться Богу.
Духовная нищета противоположна тому образу и характеру человека, который навязывает нам система этого мира, лежащего во зле.
Пример - фараон, который ответил Моисею и Аарону, принесшим слова Господа отпустить народ: «Кто такой Господь, чтобы мне слушаться Его и отпустить Израиль? Я не знаю Господа и не отпущу Израиль.» (Исход 5:2 НРП)
Быть нищим духом - означает понимать, что я ничем не располагаю, что я ничего собой не представляю, что я не способна сама делать что-либо и что я нуждаюсь абсолютно во всем. Богом я живу, Им движусь и Им существую (Деян.17:28). Если Он не даст мне дыхание, я не смогу и вдохнуть без Него. Без Него я имею право только лишь на выдох, но и в этом моя полная зависимость от Него.
Духовная нищета очевидна в человеке тогда, когда он перед Богом осознает свою полную беспомощность, свою нужду и зависимость от Него: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Пожалуй, именно это можно назвать первым практическим свидетельством действия благодати Божьей в душе человека.
Примером может послужить «пришедший в себя», опомнившийся блудный сын, умирающий от голода в дальней стране, осознавший свой грех и вернувшийся к любящему отцу в глубоком покаянии (Луки 15:17-19).
Таким образом, друзья, лишь только тот человек, который перешел от смерти в жизнь, который осознал свою тотальную нужду в Боге обладает нищетой духа и является блаженным, счастливым, благословенным!
Почему?! Да потому, что его характер теперь совершенно противоположен тому, который был присущ раньше его ветхой природе, потому что он осознал: «мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1Кор.3:19)! Его сокровище находится на Небе, а значит и сердце его там же (Матф.6:21). Крестом Господа Иисуса Христа для такого человека распят мир и он сам распят для мира (Гал.6:14), он богатеет в Бога и его дух ищет истинного обогащения вне самого себя, во Христе, в Котором он уже посажен на Небесах, как наследник Царства Небесного и учиться жить сверху вниз.
Драгоценные! Заканчивая рассмотрения первого стиха Нагорной проповеди нашего Господа я хочу сказать, что нищета духа не является плодом, который растет на обыкновенном дереве. Этот плод - духовная благодать, производимая Духом Святым в тех, кто позволил Ему вырвать старый корень и работать с их сердцами, кто «не приспосабливается к образу жизни этого мира, но преображается обновляя свой разум», преобразуется обновлением своего ума (Рим.12:2 НРП).
Когда Иоанн Креститель, услышав в темнице о делах Христовых, послал к Нему учеников с вопросом: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?», именно таких нищих Господь Иисус привел, как одно из подтверждений того, что Он есть ожидаемый Мессия. Потому что только осознающие свою духовную нищету затем способны ευαγγελίζονται (эуангэлИдзонтай) - благовозвещать, приносить хорошую весть, возвещать добрую весть, благовествовать - неповрежденно (Матф.11:2-5).
Друзья, просто задумайтесь:
Кто-либо, до Христа, говорил о нищих духом, как о блаженных или счастливых мира сего?Или кто из людей, за исключением истинных христиан, делает это сегодня?
Величественное, пронзающее до глубины сердца Слово, которым Господь Иисус начинает Свою Проповедь!
Главная идея всего последующего учения Того, Кто оставил Славу Неба и «унизил Себя, приняв природу раба», Кто «стал подобным людям. Став и по виду как человек» (Флп.2:7-8 НРП)
Главная идея учения Царя царей, Который был рожден в хлеву, - самое главное не в том, что человек делает, но то, кем он является перед Богом.
Да благословит нас Господь всегда быть именно такими – нищими духом и бесконечно счастливыми этой нищетой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мир Вам! Благодарю за Ваш отзыв. Да благословит Вас Господь.