3 янв. 2023 г.

002. Нагорная проповедь, Матфея 5:1-2

Мы остановились на том утверждении, что гора в Библии всегда несет огромную и многогранную смысловую нагрузку. В данном случае мы слегка затронем только лишь одну грань из многих: для народа израильского гора - это было место с которого Господь Бог - Царь над всеми царями - говорил с Моисеем, давая ему Закон. (Исход 19:17-20 НРП)
«Моисей вывел народ из лагеря навстречу Богу, и они встали у подножия горы. Гора Синай была застлана дымом, потому что Господь сошел на нее в огне. От нее поднимался дым, словно из печи. Вся гора сильно дрожала, а звук рога становился все громче и громче. Моисей говорил, и Бог отвечал ему громовым голосом. Господь сошел на вершину горы Синай и позвал туда Моисея…»
Однако, если когда Господь давал Закон, Он «сошел» на гору (сверху, как Всемогущий, Величественный и страшный Царь), то теперь Господь «взошел» на нее (в простоте, Своими ногами, как и все остальные люди). 
Если тогда Он говорил громовым голосом из огня и молний, людям было при­ка­за­но не приближаться, но держаться на расстоянии, то теперь Он говорит со множеством народа обыкновенным голосом и люди смело приступают к Нему!


Как мы говорили вначале, у нашего Господа Иисуса не было удобного места для про­по­ве­ди, а на Мо­и­се­е­вом се­да­ли­ще, со всяческим комфортом и почестями, «сели книжники и фарисеи» (Мф.23:2-7), которые из­вра­ща­ли данный Богом Закон, взваливая на людей непомерно тяжелые ноши, сами же «до нош этих и пальцем дотронуться не хотят» (перевод Кулакова). 
И вот в такой атмосфере, сложившейся в обществе, взойдя на гору, как символ царской власти, Иисус Христос собирается произнести Проповедь, которая станет истинным тол­ко­ва­ни­ем Закона, когда-то данного Богом Моисею, а после всячески извращенного книжниками. Он готов произнести Проповедь, которая станет тор­же­ствен­ным принародным озвучиванием Основного Закона Его Божьего Царства.
При этом Он прост и говорит спокойно, Он доступен и к Нему может прикоснуться любой человек. Он избрал обыкновенную гору, а не одну из каких-то известных святых гор или гор Сиона и в этом обычном месте Он будет произносить Величайшие Истины, понимание которых кардинально и радикально изменит жизни всех последующих поколений людей.
Во всей этой простоте и доступности, могущественной силе, действующей через кроткого, открытого ко всем людям Человека, Иисус Христос как бы ука­зы­ва­ет всем нам и на то, что наступает новое время - век Евангелия, время благодати и теперь нет различия между святыми местами, как это было (и даже есть доныне) для людей, живущих под Законом. Настало время, когда «не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», но люди будут искать и прославлять Бога везде и на всяком месте, потому что «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин.4:21-23).

Заканчивая краткое рассматривание слова «гора» - места, откуда была произнесена Проповедь, хочется заметить, что в Библии очень часто упо­ми­на­ние места, где были сказаны опре­де­лен­ные слова, дает ключ к их тол­ко­ва­нию. Евангелист Матфей также часто акцентирует наше внимание на место, где Господь произносит те или иные слова. 
Например, тайны Царства Небесного Христос открывает только ученикам, отпустив народ и войдя «в дом» (М­ф.13:36)
Но именно в Евангелие от Матфея, часто мы видим Иисуса Христа на горе (на возвышенном месте) из-за акцента на Его царственную власть. Например, 
  • в 17 главе мы видим Иисуса, пре­об­ра­зив­шегося перед учениками на горе (ст.1-2); 
  • в 24 главе Он произносит великое пророчество о признаках Своего пришествия и кончины века с Елеонской горы (с 3 ст.); 
  • в 28 главе мы видим Сына Человеческого, Победившего смерть и дающего Великое поручение Своим ученикам с горы (ст.16-20).
Во всех этих примерах Иисус произносит вечные слова, открывающие нам Его, как Господа Вседержителя, Который есть и был и грядет.

Второе слово, которое мы постараемся хотя бы кратко рассмотреть - слово «сел» - καθίσαντος (катхИсантос) «севшего»
В то время учить сидя - это был обычай всех иудейских учителей (ранее я уже цитировала слова Господа, сказанные о тогдашнем священстве «на Мо­и­се­е­вом се­да­ли­ще сели книж­ни­ки и фа­ри­сеи» (Матф.23:2). Возможно, из-за этой традиции и для Него было обычным проповедовать сидя, т.к. мы помним, что когда в Гефсиманском саду предатель Иуда, со множеством народа «с мечами и кольями» пришел, чтобы взять Его, Господь Иисус сказал народу: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.» (Мф.26:47, 55)
Друзья, я не знаю в точности почему именно Святой Дух сделал упоминание о том по­ло­же­нии, в котором Господь Иисус будет произносить важнейшие Слова Жизни. Возможно, это действительно просто указывает на Его почтение к сложившейся в обществе традиции того времени. А возможно, Его поза должна тол­ко­вать­ся как символизирующая Царя, восседающего на Своем престоле или Судью, си­дя­ще­го на Своем судейском месте. 
В любом случае, мы уже упоминали, что Господь Иисус Христос в этой Про­по­ве­ди провозгласил законы Его Царства, говоря со властью, превос­хо­дя­щей власть всех иудейских вождей, книжников и фарисеев.
Об этом мы читаем и дальше: «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря» (ст.2).

2 комментария:

  1. Анонимный03.01.2023, 21:50

    Очень глубоко и убедительно! Как невероятно просто и очевидно.
    Как безмерна мудрость нашего Бога!
    Относительно сравнений Евангелий от Матвея и от Луки, то как следует из толкования Евангелий, противоречия в текстах нет:
    Толкование Евангелия от Луки 6 глава
    http://otveti.org/tolkovanie-biblii/evangelie-luki/06/
    . Проповедь, записанная в 6:17-49, - это краткая версия Нагорной проповеди, изложенной Матфеем в Матф. главы 5-7. Обе они были обращены к ученикам, обе начинаются заповедями блаженства, а завершаются одними и теми же притчами и в целом схожи по содержанию. Лука опускает те части, которые были рассчитаны на еврейских слушателей (касавшиеся толкования Закона). Это вполне соответствовало той цели, с которой он писал свое Евангелие. Некоторая проблема возникает, однако, в связи с местом, где проповедь была сказана.
    Матфей пишет: "Он взошел на гору" (Матф. 5:1), а Лука - стал Он на ровном месте (6:17). Но если рассматривать действия в их последовательности, то упомянутая проблема легко разрешается. В Лук. 6:12 читаем, что Иисус "взошел на гору (близ Капернаума) помолиться". После этого Он призвал 12 учеников, назвав их Апостолами.
    Затем они сошли на "ровное место" (стих 17), где Он учил собравшийся народ и исцелял его больных (стихи 17-19). Позднее Он снова поднялся на гору, чтобы учить уже только Своих учеников (сравните Матф. 5:1). Если соединить описания евангелистов, то складывается довольно ясная картина: Иисус то сходил на ровные "площадки", имеющиеся в палестинских горах, то поднимался выше в горы.
    Я с таким пояснением согласна полностью.
    Спасибо, Светочка.
    Тамара Марчевская

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Огромное спасибо за Ваш отклик, драгоценная Тамарочка Григорьевна! Как это ценно для меня и не только для меня! Это прекрасно дополняет мой ответ Аленушке, который я писала в чате ДЦ.
      Отдельное спасибо за ссылочку: я там никогда не была. Добавляю ее в список рекомендованных.
      Дело в том, что есть огромное количество комментариев, которые я никогда не читала и даже не знаю о них)) Поэтому больше делюсь пониманием из сердца и использую программу Biblezoom (подстрочник) и совсем чуточку иногда "Цитата из Библии". Еще раз СПАСИБО.
      С миром Божьим

      Удалить

Мир Вам! Благодарю за Ваш отзыв. Да благословит Вас Господь.