9 янв. 2023 г.

005. Нагорная проповедь, Матфея 5:4

Мы продолжаем с вами неторопливое чтение Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа и сегодня мы прочитаем следующую, вторую заповедь блаженства, которая записана в ст. 4:
«Бла­жен­ны пла­чу­щие, ибо они уте­шат­ся» (5:4 SYNO)
Для начала я предлагаю вам прочитать еще несколько вариантов перевода этих слов Иисуса:

  • «Благословенны плачущие, потому что они будут утешены.» (Восточный смысловой (CARS)
  • «Благословенны те, которые скорбят: ибо они будут утешены.» (Авторизованная версия Короля Иакова (1611)
  • «Блаженны скорбящие: утешены будут они.» (перевод Кулакова BTI)
  • «Благословенні засмучені, бо Бог утішить їх.» (UMT)
  • «μακάριοι Счастливы οι πενθοũντες, скорбящие, ότι потому что αυτοι они παρακληθήσονται. будут утешены.» (Подстрочный перевод, греческий текст)
Думаю, что этих несколько переводов вполне достаточно, чтобы нам увидеть: суть сказанных Господом слов не изменяется. Теперь немного лексики и грамматики.
Напоминаю, что греческое слово μακάριοι (макАриой) имеет значения: «блаженный, счастливый; благословенный; благоденствующий; богатый; не знающий повседневных забот и горестей».


Слово πενθοũντες, (пэнтхУнтэс) имеет следующие значения: «плакать, оплакивать, печалиться, горевать; быть в печали, сокрушаться, горевать; скорбеть, оплакивать мертвых».
Экзегетический и лингвистический ключ Роджерса говорит нам, что дословно это слово можно выразить так: «Переживать горе, до такой степени охватывающее все существо, что его невозможно скрыть».
И еще одно слово, о котором необходимо сказать, это греческое слово παρακληθήσονται. (параклэтхЭсонтай), которое переведено в тексте как «будут утешены», но имеет такое огромное количество значений, что я просто не хочу утомить вас этим длинным перечнем. Ограничусь несколькими, чаще употребляемыми: «призывать, убеждать, увещевать, уговаривать, звать; настойчиво просить, умолять, упрашивать; утешать, ободрять, давать надежду или моральную поддержку в час печали или скорби».

В этом слове меня восторгает его созвучность со словом παράκλητον (парАклэтон) - «Утешитель; ходатай, защитник, (право)заступник, адвокат)». Думаю, что вы хорошо знаете, что это слово является одним из Имен Святого Духа, Духа Истины, которого Господь Иисус обещал послать ученикам по Своему возвращению к Отцу, которого послал и который пребывает теперь в Своих детях на земле (кстати, это греческое слово включает в себя все перечисленные выше оттенки значений).

«И Я умолю Отца, и даст вам другого παράκλητον Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин.14:16-17)
Итак, друзья, мы вновь оказываемся с вами перед утверждением, которое аб­со­лют­но про­ти­во­ре­чит ло­ги­ке мир­а сего: ну как же можно назвать счастливым плачущего скорбящего человека?! Для невозрожденного свыше человека эти слова Христа - настоящий парадокс. Благодарение Богу за то, что для Божьих детей в этих словах нет никакого парадокса, т.к. им дарован ум Христов, чтобы они могли судить обо всем духовно!


Вчера, читая о «нищих духом», мы с вами утвердились, что речь идет не о материальной, но о духовной нищете: это не нищие в финансах люди, но нищие в серд­це своем; это люди, при­зна­ю­щие себя духовно нищими, банк­ро­та­ми, бед­ня­ка­ми пред Богом и имеющие тотальную нужду в Нем.
Вот они два взгляда - земной и Небесный. Са­мо­до­воль­ная система этого мира говорит: «Я богат, раз­бо­га­тел и ни в чем не имею нужды». Господь говорит: ты не понимаешь, «не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.» (Откр.3:17)
Рассматривая вторую заповедь блаженства, безусловно, мы также будем придерживаться Небесного взгляда, а этот взгляд ясно дает нам понять, что здесь го­во­рит­ся не просто о слезах (плаче, скорби) из-за любых обстоятельств.

О чем плачут люди в этом мире? Об утра­чен­ны­х на­деж­да­х, о финансовых потерях или кра­ха­х, над по­те­рей лю­би­мых людей или вещей… Се­год­ня в мире существуют ты­ся­чи и тысячи пла­чу­щих и скор­бя­щих об этих и подобных вещах, но не об этих скорбях и слезах говорит нам Господь. Не осознавая своей духовной нищеты, своей нужды в Спасителе и в прощении грехов, такие плачущие находятся, увы, под Божьим осуждением и нет ни од­но­го обе­то­ва­ния, что такие люди будут ко­гда-ли­бо «утешены» свыше. Бог знает наши сердца и «то, что ценят люди, – мерзость в глазах Бога.» (Луки 16:15 НРП)


Судя по контексту сегодняшнего писания, речь идет о «духовном плаче», а значит о тех людях, которые плачут о грехе и о зле, а также о неспособности человечества воздавать истинную хвалу Богу. Плакать, печалиться, сокрушаться здесь означает грустить, очень сильно сожалеть, страдать из-за осознания собственных грехов, своего несовершенства относительно Божьего стандарта.
Этот плач, эта печаль и эти слёзы также из-за того, что огорчает Бога, печалит Его сердце (если можно так сказать, это - своего рода эмпатия к чувствам Бога). Это то страдание, которое мы переживаем в своей душе из-за греха, аморальности и жестокости в этом мире.
Это та печаль ради Бога, которая «производит неизменное покаяние ко спасению», тогда как «печаль мирская производит смерть.» (2Кор.7:10)

Вот таких плачущих смело можно назвать бла­жен­ными (счастливыми), потому что Дух Божий про­из­вел ра­бо­ту в их сердцах и они были пробуждены к тому, чтобы уви­деть, осознать и про­чув­ство­вать свое погибшее состояние. Услышав Евангелие и уверовав, благодаря Божественной благодати, человек, который начал скорбеть о своих грехах, от­во­дит свой взгляд от греха и на­прав­ля­ет его на Агнца Божьего. Вот такие плачущие, умершие для греха и со­еди­нившие­ся со Христом, будут утешены! «Приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа», обретя Царство Божье, его праведность, мир и радость, которую дарует Святой Дух. (Рим.5:17; 14:17)

Давайте напомним себе хотя бы несколько библейских примеров такой печали ради Бога и «духовных слез»:
  • жен­щи­на, ко­то­рая омыла ноги Спа­си­те­ля сво­и­ми сле­за­ми (Лк.7:37-48)
  • блуд­ный сын (Лк.15:11-24)
  • мы­та­рь, молящийся в храме (Лк.18:13)
  • три ты­ся­чи человек, уверовавших после проповеди апостола Петра в день Пя­ти­де­сят­ни­цы (Деян.2:37), которые были пронзены в сердце и задали естественный вопрос «что нам делать?» (в синодальном переводе написано они «уми­ли­лись серд­цем»).
Все эти и многие другие люди плакали потому, что почувствовали греховность своего сердца. Такой плач все­гда происходит вместе с осо­зна­ни­ем нищеты духа.
А когда наш плач ста­но­вит­ся плачем над нищетой на­ше­го духовного состояния и над злом, ко­то­рое раз­де­ли­ло нас с Богом, вот тогда мы и становимся блаженными (или счастливыми).
Не потому, что у нас из глаз текут слезы, а потому, что после нашего покаяния и об­ра­ще­ния неза­мед­ли­тель­но следует уда­ле­ние всей тя­же­сти вины, ко­то­рая невыносимым бре­ме­нем лежит на нашей со­ве­сти! Исполняется обетование «они уте­шат­ся» и, бла­го­да­ря искупительной крови Христа, Бо­же­ствен­ное уте­ше­ние мощным потоком прощения, любви и мира наполняет сердца тех, кто осознал свою огром­ную нужду в Спа­си­те­ле!


Друзья! Пожалуй, на этом я сегодня завершу рассмотрение 4 ст., второй заповеди блаженства.
Хочу попросить вас поразмышлять обо всем сказанном и проверить свои собственные сердца на предмет своих собственных слез.

Пожалуйста, пишите, комментируйте: я буду очень благодарна за обратную связь. Лайкайте-дизлайкайте, делитесь этими записями, если посчитаете это необходимым. Распространяя эти видео и заметку Вы участвуете в проповеди Благой вести, Евангелии Царства Божьего.

Молюсь о том, чтобы все мы всегда были искренними с самими собой. И да поможет нам сердцеведец Бог никогда не стать теми людьми, которые как бы упи­ва­ют­ся своими скорбями, пытаясь найти уте­ше­ние в осознании своей развращенности или ничтожестве (знаете как это бывает: «я так горд, что я так скромен»). Да не будет этого с нами, Господи!
Пусть наше ис­тин­ное сокрушение и плач будут всегда втайне, пред Богом, в сердце и истинное уте­ше­ние мы обретаем толь­ко во Христе.
Да изольет Господь на каждого из нас дух благодати и умиления и да взираем мы на Того, Которого пронзили грехи наши, рыдая о Нем, «как рыдают об единородном сыне» и скорбя, «как скорбят о первенце.» (Зах.12:10)

«При­ди­те ко Мне все труж­да­ю­щи­е­ся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас» (Матф.11:28), - говорит Господь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мир Вам! Благодарю за Ваш отзыв. Да благословит Вас Господь.