Мы продолжаем с вами неторопливое чтение Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа и сегодня мы прочитаем следующую, вторую заповедь блаженства, которая записана в ст. 4:
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (5:4 SYNO)
Для начала я предлагаю вам прочитать еще несколько вариантов перевода этих слов Иисуса:
- «Благословенны плачущие, потому что они будут утешены.» (Восточный смысловой (CARS)
- «Благословенны те, которые скорбят: ибо они будут утешены.» (Авторизованная версия Короля Иакова (1611)
- «Блаженны скорбящие: утешены будут они.» (перевод Кулакова BTI)
- «Благословенні засмучені, бо Бог утішить їх.» (UMT)
- «μακάριοι Счастливы οι πενθοũντες, скорбящие, ότι потому что αυτοι они παρακληθήσονται. будут утешены.» (Подстрочный перевод, греческий текст)
Думаю, что этих несколько переводов вполне достаточно, чтобы нам увидеть: суть сказанных Господом слов не изменяется. Теперь немного лексики и грамматики.
Напоминаю, что греческое слово μακάριοι (макАриой) имеет значения: «блаженный, счастливый; благословенный; благоденствующий; богатый; не знающий повседневных забот и горестей».
Слово πενθοũντες, (пэнтхУнтэс) имеет следующие значения: «плакать, оплакивать, печалиться, горевать; быть в печали, сокрушаться, горевать; скорбеть, оплакивать мертвых».
Экзегетический и лингвистический ключ Роджерса говорит нам, что дословно это слово можно выразить так: «Переживать горе, до такой степени охватывающее все существо, что его невозможно скрыть».
И еще одно слово, о котором необходимо сказать, это греческое слово παρακληθήσονται. (параклэтхЭсонтай), которое переведено в тексте как «будут утешены», но имеет такое огромное количество значений, что я просто не хочу утомить вас этим длинным перечнем. Ограничусь несколькими, чаще употребляемыми: «призывать, убеждать, увещевать, уговаривать, звать; настойчиво просить, умолять, упрашивать; утешать, ободрять, давать надежду или моральную поддержку в час печали или скорби».
В этом слове меня восторгает его созвучность со словом παράκλητον (парАклэтон) - «Утешитель; ходатай, защитник, (право)заступник, адвокат)». Думаю, что вы хорошо знаете, что это слово является одним из Имен Святого Духа, Духа Истины, которого Господь Иисус обещал послать ученикам по Своему возвращению к Отцу, которого послал и который пребывает теперь в Своих детях на земле (кстати, это греческое слово включает в себя все перечисленные выше оттенки значений).
«И Я умолю Отца, и даст вам другого παράκλητον Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин.14:16-17)
Итак, друзья, мы вновь оказываемся с вами перед утверждением, которое абсолютно противоречит логике мира сего: ну как же можно назвать счастливым плачущего скорбящего человека?! Для невозрожденного свыше человека эти слова Христа - настоящий парадокс. Благодарение Богу за то, что для Божьих детей в этих словах нет никакого парадокса, т.к. им дарован ум Христов, чтобы они могли судить обо всем духовно!
Вчера, читая о «нищих духом», мы с вами утвердились, что речь идет не о материальной, но о духовной нищете: это не нищие в финансах люди, но нищие в сердце своем; это люди, признающие себя духовно нищими, банкротами, бедняками пред Богом и имеющие тотальную нужду в Нем.
Вот они два взгляда - земной и Небесный. Самодовольная система этого мира говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». Господь говорит: ты не понимаешь, «не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.» (Откр.3:17)
Рассматривая вторую заповедь блаженства, безусловно, мы также будем придерживаться Небесного взгляда, а этот взгляд ясно дает нам понять, что здесь говорится не просто о слезах (плаче, скорби) из-за любых обстоятельств.
О чем плачут люди в этом мире? Об утраченных надеждах, о финансовых потерях или крахах, над потерей любимых людей или вещей… Сегодня в мире существуют тысячи и тысячи плачущих и скорбящих об этих и подобных вещах, но не об этих скорбях и слезах говорит нам Господь. Не осознавая своей духовной нищеты, своей нужды в Спасителе и в прощении грехов, такие плачущие находятся, увы, под Божьим осуждением и нет ни одного обетования, что такие люди будут когда-либо «утешены» свыше. Бог знает наши сердца и «то, что ценят люди, – мерзость в глазах Бога.» (Луки 16:15 НРП)
Судя по контексту сегодняшнего писания, речь идет о «духовном плаче», а значит о тех людях, которые плачут о грехе и о зле, а также о неспособности человечества воздавать истинную хвалу Богу. Плакать, печалиться, сокрушаться здесь означает грустить, очень сильно сожалеть, страдать из-за осознания собственных грехов, своего несовершенства относительно Божьего стандарта.
Этот плач, эта печаль и эти слёзы также из-за того, что огорчает Бога, печалит Его сердце (если можно так сказать, это - своего рода эмпатия к чувствам Бога). Это то страдание, которое мы переживаем в своей душе из-за греха, аморальности и жестокости в этом мире.
Это та печаль ради Бога, которая «производит неизменное покаяние ко спасению», тогда как «печаль мирская производит смерть.» (2Кор.7:10)
Вот таких плачущих смело можно назвать блаженными (счастливыми), потому что Дух Божий произвел работу в их сердцах и они были пробуждены к тому, чтобы увидеть, осознать и прочувствовать свое погибшее состояние. Услышав Евангелие и уверовав, благодаря Божественной благодати, человек, который начал скорбеть о своих грехах, отводит свой взгляд от греха и направляет его на Агнца Божьего. Вот такие плачущие, умершие для греха и соединившиеся со Христом, будут утешены! «Приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа», обретя Царство Божье, его праведность, мир и радость, которую дарует Святой Дух. (Рим.5:17; 14:17)
Давайте напомним себе хотя бы несколько библейских примеров такой печали ради Бога и «духовных слез»:
- женщина, которая омыла ноги Спасителя своими слезами (Лк.7:37-48);
- блудный сын (Лк.15:11-24);
- мытарь, молящийся в храме (Лк.18:13)
- три тысячи человек, уверовавших после проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы (Деян.2:37), которые были пронзены в сердце и задали естественный вопрос «что нам делать?» (в синодальном переводе написано они «умилились сердцем»).
Все эти и многие другие люди плакали потому, что почувствовали греховность своего сердца. Такой плач всегда происходит вместе с осознанием нищеты духа.
А когда наш плач становится плачем над нищетой нашего духовного состояния и над злом, которое разделило нас с Богом, вот тогда мы и становимся блаженными (или счастливыми).
Не потому, что у нас из глаз текут слезы, а потому, что после нашего покаяния и обращения незамедлительно следует удаление всей тяжести вины, которая невыносимым бременем лежит на нашей совести! Исполняется обетование «они утешатся» и, благодаря искупительной крови Христа, Божественное утешение мощным потоком прощения, любви и мира наполняет сердца тех, кто осознал свою огромную нужду в Спасителе!
Друзья! Пожалуй, на этом я сегодня завершу рассмотрение 4 ст., второй заповеди блаженства.
Хочу попросить вас поразмышлять обо всем сказанном и проверить свои собственные сердца на предмет своих собственных слез.
Пожалуйста, пишите, комментируйте: я буду очень благодарна за обратную связь. Лайкайте-дизлайкайте, делитесь этими записями, если посчитаете это необходимым. Распространяя эти видео и заметку Вы участвуете в проповеди Благой вести, Евангелии Царства Божьего.
Молюсь о том, чтобы все мы всегда были искренними с самими собой. И да поможет нам сердцеведец Бог никогда не стать теми людьми, которые как бы упиваются своими скорбями, пытаясь найти утешение в осознании своей развращенности или ничтожестве (знаете как это бывает: «я так горд, что я так скромен»). Да не будет этого с нами, Господи!
Пусть наше истинное сокрушение и плач будут всегда втайне, пред Богом, в сердце и истинное утешение мы обретаем только во Христе.
Да изольет Господь на каждого из нас дух благодати и умиления и да взираем мы на Того, Которого пронзили грехи наши, рыдая о Нем, «как рыдают об единородном сыне» и скорбя, «как скорбят о первенце.» (Зах.12:10)
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28), - говорит Господь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Мир Вам! Благодарю за Ваш отзыв. Да благословит Вас Господь.