13 окт. 2018 г.

Сила небезразличия

Добрый день, благословенные мои друзья!

Хочу поделиться с вами чем-то, на что я обратила внимание, как-то по-новому, читая Слово утром. Это фрагмент Евангелия от Матфея, который в Новом русском переводе условно назван «Притча о непрощающем слуге» (Мф.18:21-35)
Интересно, что за столько лет, я как бы впервые увидела в притче Господа персонажей «второго плана».

Итак, в 18 гл. апостол Петр задаёт Господу вопрос о том, сколько же раз мы должны прощать своих обидчиков. Эмоционального и темпераментного Петра хватает на 7 раз:
«Господи, сколько раз я должен прощать своего брата, если тот согрешит против меня? Семь раз?» (ст. 21)
Интересен здесь контекст вопроса, т.к. буквально перед этим Господь Иисус открывает ученикам Свою миссию -
«Сын Человеческий пришел спасти погибших» (ст. 11) -
и Сердце Отца в притче о потерянной овце. Если перефразировать, то Господь говорит: 
«О, если бы вы знали как сильно мы с Отцом вас любим. Он добрый Пастырь и дорожит каждым человеком настолько сильно, что послал Единственного Сына на эту землю, чтобы спасти погибающих. 
Он готов ради одного кающегося грешника оставить 99, считающих себя праведными и «не имеющих нужды в покаянии» потому, что имеет целью привести каждого человека к Себе, в Своё Царство. Ведь таков был Его план для каждого из нас ещё прежде сотворения мира. 
Если бы Бог имел целью осудить, то давно никого не было бы на этой земле, но Он желает и делает все, от Него зависящее, чтобы найти, спасти и простить.»

Этот вопрос Петр задаёт сразу после того, как Господь, продолжая учить, говорит о церковной дисциплине и власти, данной церкви, о том какие сердца должны быть у членов Его Тела: 
«Если твой брат согрешил против тебя, то пойди и с глазу на глаз скажи ему, в чем он не прав. Если он послушает тебя, то ты приобрел своего брата» (ст.15)
Другими словами, Господь говорит:
«Если тебя обидели, то не ходи со своей обидой, не лелей ее. Иначе, она укоренится и превратится в горький корень непрощения, отравляющий твою (и других людей) жизнь. Ты должен сразу же прощать. Твой обидчик может и не подозревать о том, что стал им. Только обиженный имеет власть разорвать цепи обиды. Просто честно поговорив с причинившим ему боль».

После всего сказанного Петр и задаёт вопрос: «И сколько раз должен я прощать согрешившего против меня? Семь раз?» 

«Нет, - говорит Господь. - 70 раз по 7 (=490 раз). В день.»
О, Петр, неужели ты так и не понимаешь каково Сердце твоего Господа?!
Его сердце преисполнено любви и прощения, потому Он так и учит: прощайте и прощены будете

Именно после этого вопроса, показавшего непонимание учеников, Господь Иисус и приводит притчу непрощающем слуге. Поскольку притча открывает нам законы Царства Божьего попробуем, для понимания, перефразировать ее на современный лад:
«Царство Небесное можно сравнить с царем, который решил рассчитаться со своими слугами. Когда царь начал расчет, то первым к нему привели того, кто был должен ему десять тысяч талантов.» (ст.23-24)
Все, кто теперь, от всего сердца, служат Господу, когда-то были прощены Им. В жизни каждого из нас был момент осознания своей греховности и отчаянной нужды в Его любви, прощении и принятии для себя лично. Да, возможно мы даже знали или слышали, что у Бога все это есть, для каждого человека, через веру во Христа Иисуса, но лично в моей жизни это знание ничегошеньки не меняло, - и я оставалась грешницей (должником).

Потому что все люди согрешили и все лишены славы Божьей. 

Однако, наступает момент так, как он наступил в жизни этого слуги. Заметим: СЛУГИ. Этот человек не был случайным прохожим или «заблудившимся» в Царстве. Он был слугой самого Царя. При этом его долг составлял невероятную сумму!!! Сама я совсем не великий математик, но мне стало интересно, почему же Господь приводит такие разные виды долга и что мне надо увидеть в этом намеренном примере. Теперь немного посчитаем)))

Но прежде - общедоступная информация из Википедии:

«Талант (др.-греч. τάλαντον, лат. talentum) — «весы; груз» - единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. 
В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра). 
Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. 

Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что 
- тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, 
- тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, 
- лёгкие таланты весили вдвое меньше. 

У других восточных (семитских) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, 
финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, 
еврейский весил 44,8 кг, 
персидский талант золотой весил 25,2 кг, 
серебряный — 33,65 кг, 
торговый — 30,24 кг.»

Итак, получается, что 10 000х30 = 300 000 кг или 300 тонн.
Даже если это 200 тонн… Это полный железнодорожный вагон серебра?!!! А может, два таких вагона, три или сколько?!!..

По другим данным, вес таланта равнялся 27 килограмм.

Если считать кг. золота, то это 10 000 х 27 кг. = 270 000 000 грамм, а
270 000 000 умножить на курс золота 1224 грн. за 1 г = 330 480 000 000 грн.

Можете ли вы вообразить сумму долга этого слуги?!!

И ВСЕ это Царь простил, освободив слугу от долга! Он, в Своей любви, сохранил его жизнь и отвел его от гибельной пропасти; все грехи его бросил Себе за спину (Исаия 38:17 НРП). А разве не точно так Господь поступил со мной и с тобой?! 
Разве подобное совершенное, «тотальное» прощение не должно вызвать в наших сердцах бесконечную благодарность и желание поступать с другими также?! Конечно же должно! Потому словами о покаянии Господь начал Свое учение, а словами прощения завершил его.
Покаяние есть семя, прощение - плод. Никакой похвалы не стоит семя, если оно не приносит плода. Никакое покаяние не имеет ценности без прощения.
Безмерность прощения Божия Господь наш Иисус Христос выразил притчею о великом должнике. Повод для этого дал Ему апостол Петр, спросивший Его, сколько раз прощать согрешения брату своему, до семи ли раз? Господь ответил на сие знаменитыми словами: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Сравните эти два высказывания, и вы увидите разницу между человеком и Богом. Петр думал, что, говоря до семи ли раз, он достиг вершины милосердия. Господь наш Иисус Христос отвечает: до седмижды семидесяти раз! И, словно видя недостаточность меры сравнения, Господь, чтобы Петру и всем ученикам было понятнее, говорит эту притчу.

Что же сделал герой притчи, прощенный Царём слуга?
«...вышел и, встретив такого же слугу, который должен был ему всего сто динариев, схватил его и начал душить.
«Верни сейчас же все, что ты мне должен», – требовал он.
Должник пал ему в ноги и стал умолять:
«Дай мне еще немного времени, и я все выплачу». 
Но тот не захотел ждать и бросил его в темницу, пока не будет выплачен весь его долг.» (ст.28-30)
Итак, только что человеку был прощён долг размером в 330 миллиардов 480 миллионов грн. Немыслимая и невообразимая сумма! 
После этого человек находит такого же слугу, как сам, но долг того человека несравненно мал в сравнении с прощённым ему: 100 динариев!
1 динарий - это 6,8 г. серебра. По курсу 14 грн. он бы стоил 95,2 грн. Сумма долга таким образом 95,2 х 100 = 9 520 грн. 

Что можно сказать или как можно представить состояние человека, которому только что Бог простил миллиарды, а он не готов простить и тысячи?! Что происходит в его сердце и способен ли он быть благодарным в принципе?!
И вот здесь давайте обратим внимание на персонажей «второго плана». Написано, что его товарищи, «увидев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее» (ст.31). 
Кто эти товарищи, которые увидели происшедшее и очень огорчились? Милостивые люди, духовным разумом познавшие, что Бог сотворил этому слуге, своими глазами видевшие нестерпимую злобу лукавого раба - и возопившие к Богу? А может речь идет об ангелах?

Конечно, ни милостивым людям, ни ангелам не надо рассказывать Богу бывшее в мире, как бы для того, чтобы Бог о том узнал, ибо Всевышний Бог вездесущ, всеведущ и всевидящ, а все что и одни, и другие видят и понимают, они видят и понимают с Божией помощью. Почему же тогда говорится, что рабы увидели сделанное своим немилосердным товарищем и «рассказали о том своему государю»
Не для того ли Господь говорит об этих персонажах «второго плана», чтобы показать всем нам необходимость быть отзывчивыми и сострадательными?! Указать нам на силу, сокрытую в небезразличии?! Ведь воля Бога состоит в том, чтобы мы все радовались с радующимися и плакали с плачущими. Вот она - сила небезразличия!

Итак, после того, как небезразличные рабы Божии, придя, рассказали государю своему все бывшее,
«Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?» (ст. 32-33)
Заметьте, как поступает Царь: Он не хочет казнить лукавого раба, прежде чем не объявит ему его преступления. Именно так поступит и Господь на Страшном Суде. Обратится Он к тем, которые по правую сторону Его, призовет их в жизнь вечную и объяснит им, как они заслужили сию жизнь; обратится Он тогда и к тем, которые по левую сторону Его, отправит их в муку вечную и объяснит им, как они заслужили сию муку. 
Господу угодно, чтобы всякий знал, за что получает награду или наказание, дабы никто не считал, будто Бог поступил с ним несправедливо.
Сначала Бог называет раба злым, а затем навек отлучает его от Себя: зло не имеет с добром ничего общего. Далее Господь разъясняет, что Его побудило простить должнику весь долг: «потому что ты упросил меня». И здесь государь не входит в подробности, умалчивая о том, что предшествовало просьбе, а именно о том, как раб пал к ногам Его и кланялся. Действия эти выражают покаяние, а покаяние предшествует молитве. Молитва без покаяния не помогает нисколько. Но как только молитва соединяется с покаянием, она бывает Богом услышана. 
«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.» (ст.35) 
В этих заключительных словах притчи, безусловно, главный ее смысл. В них нет никакой двусмысленности и никакого подтекста. Как мы поступаем со своим ближним, так и Бог поступит с нами.
А если бы это было не так, разве Господь наш Иисус Христос сказал бы эту притчу?! Ведь Он говорил об этом не только в притче о непрощающем слуге, но и во многих других случаях: 
«Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2).
Разве это не то же самое наставление, без двусмысленности и без подтекста? И разве Господь то же самое наставление не поместил в данную всем нам молитву Господню:
«...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим...» (Матфея 6:12)
Друзья! Произнося слова молитвы 
«Отче наш» каждый день, мы молим Бога, 
чтобы Он поступил с нами так, как мы поступаем со своими ближними; 
чтобы Он простил нам так, как мы прощаем; 
чтобы Он явил нам такую милость, какую и мы являем должникам нашим. 

Но вот вопрос: а насколько небезразличен я сам?! Насколько прощаю я?! Насколько готов любить, прощать и принимать?!

О! Как легко мы даем Богу обязательства и какую ответственность берем на себя! Все мы, без исключения, являемся великими должниками Божиими. Если вдруг кому-то из нас или нашим ближним, придет в голову судиться с товарищем из-за его долга, давайте вспомним, что мы сами неизмеримо больше должны Богу! А ведь Он все еще терпит на нас, все еще отлагает срок уплаты, все еще ждет и прощает!
Давайте будем помнить сами и напоминать другим: какою мерою мы мерим, такою и нам будут мерить!

В конце своей заметки хочу привести прекрасное толкование для этой притчи, написанное Митрополитом Антонием Сурожским 18 августа 1985 г. 
«Сегодняшняя притча такая ясная, такая простая, но я хотел бы обратить ваше внимание на одну или две вещи в ней. Из притчи ясно, что если мы не прощаем друг другу то малое, чем мы согрешаем друг перед другом, Бог не может простить нам то великое, чем мы должны Ему. И это верно; но я хочу задуматься о чем-то другом.

Мы должны друг перед другом столь малым: мы раним друг во друге самолюбие или гордость; мы разрушаем надежды друг друга, мы убиваем друг во друге радость: и также, очень часто, тем, как мы обращаемся друг с другом, мы омрачаем, порочим образ Божий в себе и в других людях. И вот когда речь идет о человеческих взаимоотношениях, о боли, которую мы друг другу причиняем, наш долг может быть прощен, потому что жертва нашего греха, даже если она нас вызвала на грех, или если эта жертва непорочная, получает в тот момент власть простить, подлинно божественную власть упразднить зло, которое мы совершили, и словами Христа «Прости им, Отче, они не знают, что творят» отпустить обидчика, перечеркнуть зло, выпустить на свободу того, кто связал себя узами ненависти, презрения или множеством других вещей.

Но есть в этой притче и другая сторона; в чем дело, почему Христос говорит, что мы должны друг другу сто монет, а Богу – десять тысяч монет: так много, так много? Значит ли это, что когда мы грешим против Него, грех как бы умножается тем, что Бог велик, и оскорбить Его – всегда намного преступнее, чем оскорбить ближнего? Я думаю, такое представление о Боге было бы чудовищным; я думаю, это значит, что когда мы поступаем дурно, не слушая призыва Божия, не следуя Его слову и Его примеру, это помрачает Его образ в нас, разрушает ту красоту, которую Он в нас насадил, которую Он начертал в нас, которой Он нас запечатлел, как собственной печатью. И вот это непоправимо, если только Сам Бог не исправит, если только Сам Бог не обновит то, что одряхлело, не вернет утраченную нами красоту.

В этом смысле мы должны быть очень бережны в наших отношениях с Богом. Проступки друг против друга исправить легко, потому что они малы, они поверхностны; одного слова прощения достаточно. Но то, что мы совершаем над своей душой, над самими собой, когда поступаем против Божией заповеди, Божиего зова, против надежды, которую Бог на нас возлагает, мы не можем исправить, просто сказав: «Я поступил плохо, прости!» Вся жизнь Христа, все Его страдание и смерть на кресте – вот цена, которой восстанавливается то, что мы разрушили и искривили, вместо того чтобы сделать прямым и прекрасным.

Задумаемся над этим, потому что сказать Богу «Прости» означает гораздо больше, чем сказать «Не вмени нам того зла, которое мы сделали, той неправды, которую мы совершили». Это значит: «Обнови то, что не может быть возрождено человеческими силами». Так что действительно существует несоразмерность, о которой Христос говорит в притче, между тем, когда мы поступаем неправо на путях Божиих и когда мы поступаем неправо в наших взаимоотношениях друг с другом. Поэтому давайте начнем с этих отношений друг ко другу, станем относиться к каждому человеку, как мы относились бы к святой иконе, поврежденной временем, небрежностью, злобой. Будем относиться друг к другу с благоговением, с лаской: тогда, при нашем обращении к Богу, и Он так же поступит с нами.

Да благословит нас Бог вырасти в полноту той красоты, которую Он насадил в нас и к которой Он нас призывает, и да будет благословение Господа Иисуса Христа, и любовь Божия, и причастие Святого Духа с нами во веки! Аминь.»


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мир Вам! Благодарю за Ваш отзыв. Да благословит Вас Господь.